SEO-анализ сайтов конкурентов
Чтобы сайт был не только видимым для поисковых систем, но и лидировал в выдаче по тематическим запросам, нужно найти работающие методы продвижения и отсеять факторы, способные понизить его позиции. Исследование эффективности SEO-мер путем собственных проб и ошибок — процесс долгий, сложный и дорогостоящий. Подспорьем может послужить SEO-анализ конкурентов. Результаты помогут вам разработать эффективную стратегию продвижения бизнеса и вывести сайт на SERP. В статье разбираем пользу SEO-анализа конкурентов, его основные этапы и инструменты проведения.
Для чего необходим SEO-анализ конкурентов
Пользователи обращаются к поисковой системе с конкретным запросом, например, в поисках обувного интернет-магазина с доставкой по региону или блога специалиста по маркетингу. Поисковики находят все сайты, которые содержат нужный контент, самые качественные и релевантные из них попадают на первую страницу выдачи — SERP.
Пользователи редко изучают больше 10% веб-ресурсов, а значит, у сайтов, не попавших в ТОП, шансы на получение просмотров довольно низкие. SEO-анализ конкурентов дает представление о том, почему тот или иной сайт находится на определенной позиции в поисковой выдаче. Обойти соперников по рынку легче, если есть представление об их контенте, семантическом ядре, трафике и каналах продвижения. Собранные данные можно будет использовать и для поисковой оптимизации сайта, и для улучшения коммерческих факторов. Цели, для достижения которых проводят SEO-анализ конкурентов:
- разработка стратегии продвижения собственного сайта на основе определения работ и факторов, приводящих конкурентов к успеху;
- составление SEO-тактики: у вас уже есть основа (например, семантическое ядро) и нужно понять, как реализовать стратегию на собственном сайте;
- применение лайфхаков, которые были использованы бизнес-соперниками.
Оптимизация полезна для веб-ресурса на этапе создания и при корректировке его поисковой видимости. Проводят ее всегда с опорой на показатели конкурентов.
Как искать конкурентов для SEO-анализа
Компании могут составлять разный уровень конкуренции. С одними вы продаете одинаковые товары, с другими решаете одну и ту же проблему клиентов, но разными методами. В любом случае чтобы найти вас, пользователи формулируют поисковые запросы, отражающие их интересы (боли) и связь с вашим продуктом. Поэтому главным способом поиска конкурентов для дальнейшего анализа является проверка SEO-выдачи по ключевым словам. Для этого вам придется провести предварительный сбор слов — маркеров тематики и категорий вашего магазина / перечня услуг. Список ключей можно составить самостоятельно, подумав и выписав в таблицу слова, которые пользователи могут применять для поиска сайта. Для проверки догадок и получения рекомендаций по расширению перечня маркеров используют онлайн-сервисы. Бесплатный и простой инструмент — Яндекс.Вордстат. При анализе поисковой выдачи нужно помнить, что не все находящиеся в ней сайты — бизнес-конкуренты. Иногда по коммерческим запросам в ТОП могут пробиваться трастовые информационные ресурсы, например, «Википедия».
Чтобы не упустить в анализе конкурентов, которые не появились на SERP при поиске по ключевым словам, необходимо обратиться к дополнительным источникам информации:
- отраслевым рейтингам;
- отраслевым конференциям и другим мероприятиям;
- группам в социальных сетях;
- форумам, сайтам-отзовикам.
Какие типы конкурентов бывают
Не все конкуренты одинаково влияют на уровень продаж интернет-магазина. Чтобы понимать на какие веб-ресурсы ориентироваться при оптимизации сайта и в чем именно, нужно знать типы конкурентов и степень их влияния на ваш бизнес. Выделяются три категории конкурентов:
- прямые — товары, ниша, ценовая политика и целевая аудитория идентичны вашим;
- ключевые — например, крупные интернет-магазины, в ассортимент которого среди прочего входит ваш продукт, могут увести клиентов, их деятельность в значительной мере отражается на ваших продажах;
- косвенные — их продукт отличается по свойствам от вашего или относится к другой категории товаров / услуг, но решает проблемы вашей ЦА.
Каждый тип конкурентов может быть источником лайфхаков по продвижению ресурса. Сайты прямых соперников дают больше всего информации: от шаблона работающей структуры проекта до удачного построения сниппетов. Веб-ресурсы косвенных конкурентов могут быть источником отдельных ключевых слов.
5 эффективных инструментов анализа конкурентов
Результаты анализа конкурентов позволяют SEO-специалистам видеть слабые стороны продвигаемого ими сайта и улучшать его, делая более привлекательным для пользователей и поисковых систем. Само исследование веб-ресурсов можно доверить профессиональным онлайн-сервисам, алгоритмы которых в короткие сроки проведут глубокий анализ данных по большому количеству параметров.
Brand24
Brand24 — инструмент с искусственным интеллектом, собирающий информацию об упоминаниях бренда на различных площадках: в социальных сетях и электронных СМИ, в видео и подкастах, на форумах и других источниках. В базе Brand24 — 25 млн веб-ресурсов, которые обрабатываются системой онлайн.
ИИ не только собирает данные, но и оценивает репутацию бренда по отношению к нему пользователей. Инструмент сортирует мнения людей о компании по словам, которые они используют при упоминании о ней на онлайн-площадках, на нейтральные, положительные и отрицательные. Brand24 измеряет охват аудитории и сравнивает его с трафиком конкурентов. Отсеивает упоминания, не влияющие на продвижение бренда. Собирает данные о клиентах: о том, какой контент пользуется у них спросом и что их привлекает в бренде. Умеет измерять вовлеченность целевой аудитории по упоминаниям компании с хэштегами. AI анализирует контекст, в котором употребляется название торговой марки. Результаты исследований представляются в виде отчетов. Сервис платный, имеет четыре тарифных плана. Есть бесплатный тестовый период, который позволит оценить качество услуг.
SEMrush
SEMrush — сервис, осуществляющий поиск конкурентов по доменным именам. Инструмент находит компании, которые являются соперниками сайта в поисковой выдаче, по медийной рекламе и платному трафику в PPC. SEMrush позволяет бизнесу решить следующие задачи:
- провести конкурентный анализ: (по органическому трафику, количеству страниц сайта в топе выдачи, изменениям трафика, зоне роста конкурента в SEO);
- расширить семантическое ядро;
- изучить ссылочный профиль конкурента.
Показатель сервиса «Authority Score» отражает степень влияния SEO на получение веб-ресурсом трафика. Высокая оценка означает частые показы сайта в поиске и наоборот. Сервис имеет набор бесплатных инструментов и пробный период на платные. Результаты анализа сохраняются в файле pdf-формата.
Serpstat
Serpstat — инструмент с аудиторией более 863 тысячами пользователей. Позволяет найти поисковых конкурентов, собрать данные об обратных ссылках, трафике и видимости сайта в поисковых системах. Кроме того, анализирует рекламные кампании конкурентов и ищет скрытые ключевые слова. Предоставляет данные по конкретным веб-страницам, которые попали на SERP. Есть русскоязычный интерфейс сайта. Пользователи могут воспользоваться тестовым периодом, равным неделе. Доступен поиск конкурентов по домену. Помогает в сборе семантики и разработке оптимальной структуры сайта.
Advanced web ranking
Advanced web ranking — выбор более 24 000 брендов. Проверяет рейтинг сайта в 4000 поисковых системах и более чем в 170 странах. Позволяет отслеживать и сравнивать оптимизированность сайта при открытии на разных устройствах. Полезный инструмент для проверки рейтинга сайта на локальном уровне, вплоть до указания GPS-координат места продвижения. Помогает отслеживать место сайта в выдаче в режиме реального времени и отправляет уведомление об изменениях. Отслеживает ранжирование сайта, его продвижение по SERP и количество переходов на сайт. Определяет ключевые слова для таргета.
Mangools
Mangools — лаконичный инструмент для анализа сайта конкурирующей компании по основным показателям поисковой авторитетности и предоставляет ссылочный профиль. Позволяет создать бесплатный аккаунт. В службе поддержки работают SEO-специалисты. Начальная стоимость — 29 долларов без учета скидок.
Шаблон для SEO анализа конкурентов
На основе результатов исследования вам предстоит провести оптимизацию сайта. Процесс будет легче, если анализ будет выполнен последовательно и охватит все ключевые SEO-настройки сайтов-конкурентов.
Определить конкурентов
Конкуренты определяются по SEO-выдаче вручную или с помощью онлайн-сервиса. При самостоятельном поиске бизнес-соперников используют ключевые слова, которыми могут быть категории товара или названия услуг. Если нужно проанализировать конкурента, который ведет бизнес исключительно онлайн, приоритетным реквизитом для поиска будет доменное имя, а не слова поисковых запросов. Онлайн-магазины могут отличаться разделами, ассортиментом и количеством категорий товаров. Каждая группа товаров может иметь разных конкурентов.
Проанализировать конкурентную среду
Анализ среды помогает оценить уровень конкуренции. Обработав основные SEO-показатели, вы увидите насколько мест выше в ТОПе поисковой выдачи вам придется продвинуть сайт, чтобы опередить соперников. Проанализируйте рейтинг домена, количество бэклинков на сайт и органический поисковый трафик.
Исследовать рост обратных ссылок
Если на сайт ссылаются онлайн-площадки с хорошим поисковым индексом, Google лучше его ранжирует. Для поисковика такие бэклинки являются признаком качественного интересного контента и безопасности веб-ресурса. Посмотрите, кто чаще всего ссылается на сайты соперников, и сформируйте для них собственное предложение.
Провести анализ трафика и его распределение по странам
Определите страны, которые приносят конкурентам наибольшее количество естественного трафика. Это поможет вычислить регионы, в которых проект в будущем может иметь успех.
Отслеживать органические ключевые слова, которые используют конкуренты
Воспользуйтесь SEO-сервисом, чтобы собрать ключевые слова для доменных имен всех конкурентов. Это поможет вам получить трафик соперников.
Выявить наиболее востребованный контент у своих конкурентов
Определите причину выбора юзерами определенных сайтов: какой на них тип контента, чему посвящены материалы. Наиболее востребованным среди пользователей являются:
- обзоры;
- инфографика;
- видео;
- новости;
- карточки товаров и т. д.
Заключение
Чтобы сайт был коммерчески успешным, его необходимо вывести на SERP. Он должен не просто хорошо ранжироваться поисковыми системами, но и выдержать конкуренцию между брендами. Опытные компании уже нашли настройки, которые помогают сайтам попасть в ТОП поисковой выдачи. Раскрыть их секреты поможет SEO-анализ конкурентов. Мы разобрали шаблон SEO-анализа.