Игры как возможность роста для бизнеса: инструменты и задачи геймификации
Пока маркетологи ищут беспроигрышный вариант привлечения внимания клиентов к очередному бизнес-проекту, разработчики видеоигр, похоже, уже нашли «золотой ключик». Доказано, что качественно сделанная игра – магнит для большинства пользователей Интернета, она увлекает, заставляет преодолевать какие-то трудности и чувствовать себя победителем. Игрок получает заряд счастья и дофамина, поэтому раз за разом возвращается к компьютеру.
Постоянное чувство предвкушения победы, получения бонусов мотивирует людей, особенно, если предлагаемые им вызовы не слишком сложные. Именно такой эффект привел к мысли, что использование геймификации может помочь в продвижении бизнеса.
Геймификация — что это простыми словами
Понятие пришло из английского языка: «game» переводится как «игра». Если мы говорим о коммерческих проектах, то рассматриваем элементы геймификации для мотивации сотрудников и пользователей. При их внедрении люди с бОльшим удовольствием выполняют свои обязанности, проявляют вовлеченность в процессы, совершают определенные действия.
Практика показала, что систематическое премирование коллектива со временем становится малоэффективным, принимаемым как должное. Для поддержки интереса будут полезны инструменты геймификации.
Этот прием применим не только во взаимоотношениях руководство – коллектив, но и для клиентов салонов, учащихся и преподавателей, гостей кафе.
Инструменты игрофикации
Классификация gamification может ориентироваться на разные признаки: по числу вовлеченных участников или по степени погружения в игрофикацию. Независимо от этого везде используются одинаковые инструменты:
- Сторителлинг – методика создания и использования повествовательных элементов в игровых или околоигровых контекстах для повышения вовлечённости, мотивации и эмоциональной связи пользователей с процессом. Например, сторителлинг может применяться при обучении, переквалификации человека, осваивающего новый род деятельности. Ему предлагается прожить один рабочий день с виртуальным Иваном Ивановичем, IT-дизайнером, столкнуться с его проблемами, поучаствовать в их решении.
- Достижения. Прохождение различных уровней с помощью выполнения ряда задач: решить пример, подготовить презентацию.
- Рейтинги. Организация соревновательного процесса за более высокие позиции в группе.
- Использование виртуальной валюты. Премирование монетками, алмазами, различными интересными фишками, которые можно поменять на нечто значимое.
- Визуализация результатов. «Вручение» медали, кубка, присвоение почетного звания. Во многих случаях подобное награждение сопровождается предложением «Рассказать друзьям», чтобы иметь возможность обнародовать успехи.
- Миссии – специальные задания, после выполнения которых полагается награда.
- Маскоты. Персонажи, сопровождающие учащихся в течение учебного процесса, мотивирующие их продолжать «грызть гранит науки».
Основные принципы и элементы геймификации
Применение геймификации в состоянии заметно упростить многие процессы в обучении, коммерческой деятельности, привнести удовольствие от исполнения обязанностей. Но при этом необходимо придерживаться ряда принципов:
- Мотивация. Любая деятельность с элементами игры должна содержать мотивацию. Это нужно, чтобы пользователь не забросил занятие на начальной стадии. Перед человеком ставится конкретная цель, помогающая стремиться дальше. В маркетинге геймификация может выражаться, например, в накоплении бонусов для очередной покупки, системе растущих скидок.
- Статус. Завоевание признания в коллективе путем повышения статуса. В итоге это может вылиться в повышение по должности, назначении ответственным специалистом проекта.
- Вознаграждение – ключевой принцип. В играх награда победителя исчисляется количеством монеток, драгоценных камешков. В жизни – это выливается в отгул, бонус к заработной плате, освобождение от сдачи зачета для прилежного студента. В сфере продаж могут действовать накопительные баллы.
Реализация указанных принципов невозможна без специальной атрибутики. Элементы, взятые из игр, помогают визуализировать уровни успеха:
- Профиль с основной информацией о пользователе, его месте в сообществе.
- Отметка о достижениях, имеющих место в процессе выполнения особых заданий.
- Баллы, награда за успешное участие в какой-либо деятельности.
- Показатель прогресса, показывающий, насколько процентов выполнена работа.
- Рейтинги, цифры, отображающие положение участников по отношению друг к другу, могут оформляться в виде таблицы лидеров.
- Стимулы в виде жетонов, специальных денежных эквивалентов и т. д.
- Чаты – платформа, где можно общаться, обмениваться мнениями, результатами усилий.
Зачем нужна геймификация в бизнесе
Специалисты, занимающиеся введением геймификации в бизнес-процессы, уверены, что проект не должен походить на игру, но должен включать в себя некоторые эффективные игровые элементы. Это может быть доска почета, система оценок, начисление бонусов, увязывание количества покупок с растущими скидками.
Грамотный подход позволит:
- Повысить узнаваемость бренда, особенно, если это цифровой продукт. Интерес вызывает регистрация на ресурсе с игровыми моментами.
- Представить пользователям новый товар, сервис, объяснив преимущества в форме игры.
- Повысить средний чек. Например, пройти тест по оптимальному подбору обучающего курса, предложенный искусственным интеллектом. Такое взаимодействие возбуждает интерес, желание приобщиться к обучению.
- Превратить повышение квалификации сотрудников в более привлекательный процесс.
- Повысить производительность, эффективность работы в компании.
Простыми словами, геймификация нужна для стимуляции интереса к продукту, компании.
Игровые методики в маркетинге
Любой бизнес заинтересован в привлечении клиентуры, повышению узнаваемости бренда. Поэтому в ход идут разные методики:
- Проведение тестов, викторин. Несложные задачки, рассчитанные на логическое мышление, способны заинтересовать клиента, обратить его внимание на продвигаемый продукт.
- Прохождение квестов в формате online, offline. Требуется разработать небольшую сюжетную линию с участием бренда, рядом заданий, головоломок. В игровых моментах может принять участие команда.
- Симулятор. Воспроизведение действий профи в определенной области: выбор ингредиентов для приготовления блюда с последующим определением победителя, имитация полета и т. д.
Игровые методики в сфере HR
Игровые детали, инструменты применяются для привлечения талантливых специалистов. Геймификация в этом случае помогает рассказать о корпоративных ценностях, сделать процедуру поиска сотрудников увлекательной, нестандартной.
Для скорейшей адаптации новых членов коллектива проводятся конкурсы, позволяющие интенсивнее взаимодействовать с новыми коллегами.
Дробление задачи на этапы, где преодоление каждого будет ознаменовываться определенной наградой, поможет мотивировать работников, сыграет на их амбициях или желании набрать побольше очков, бонусов, обменять их на приз.
Большая часть людей не стремятся посвящать время обучению. Внедрение геймификации позволяет легче относиться в проблеме, проще запоминать учебный материал. Механизм можно интегрировать с обучающей платформой, это позволит формировать различные форматы программ по развитию.
Плюсы и минусы внедрения геймификации
Внедрение игрофикации дает возможность увеличить степень вовлеченности людей во многих областях. Важно, что механизм ориентирован не только на это, но и на доведение определенных процессов до логического конца в запланированные сроки. Параллельно игрофикация имеет еще ряд плюсов:
- Временная трансформация человека из «взрослости» в детскость. Срабатывает прием обучения через игру. За счет этого на второй план отходит строгий критик, снимаются наработанные жизнью блоки, рамки.
- Объединение коллектива ради общих целей. Систематическое проведение teambuilding в различных форматах.
- Активизация конкурентной борьбы среди сотрудников. Процесс вызывает гамму эмоций, азарт, стремление самоутвердиться.
- Поставленные задачи легче решать, если имеются этапы, уровни, поощрения за их прохождение.
Процесс внедрения геймификации имеет несколько недостатков:
- некоторые компании в своих нововведениях скатываются до уровня, когда gamification становится самоцелью. Такой подход не приносит ожидаемых результатов;
- для запуска игровых механизмов нужны значительные финансовые затраты;
- непродуманно организованная система может привести к отрицательному эффекту. Особенно это касается неуемного стимулирования конкуренции среди работников.
Распространенные ошибки при использовании геймификации
Чтобы не потратить впустую деньги, выделенные на внедрение геймификации, рекомендуется не совершать ряд ошибок:
- Использование неинтересных призов. Материальные, виртуальные награды, грамоты за заслуги должны быть действительно ценны, иметь вес в коллективе. Только в этом случае цель игрофикации будет достигнута.
- Принуждение к использованию данной системы.
- Слишком сложные правила участия, пути прохождения этапов. Чем больше непонятного, выше сложность, тем слабее ручеек из желающих поучаствовать. Не вдохновляют и примитивные правила, условия. Лучше всего нащупать некую середину.
- Неправильное определение бюджета. Перед внедрением геймификации требуется определиться в затратах, сроках, числе участников, результатах. Необходимо, чтобы ожидаемый эффект окупил все вложения.
Заключение
Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть: чтобы организовать рабочую геймификацию, нужно хорошо разбираться в таких аспектах, как психология, поведенческие характеристики, создание визуального дизайна. Когда база знаний будет освоена, продукт вызовет у пользователей интерес, позитивный настрой. Если сказать простыми словами: учитесь ориентироваться не на показатели и цифры, а на настроение своей аудитории.