Закон о рекламе у иноагентов: запреты и последствия
Вступил в силу подписанный в марте текущего года Президентом России В. Путиным закон о запрете рекламы на ресурсах иноагентов №42-ФЗ, запрещающий размещение подобных объявлений на информационных ресурсах, принадлежащих указанным лицам. Запрету подлежит рекламирование упомянутых площадок. Учитывая подсчитанные Роскомнадзором более 130 млн. рублей, вложенных в 2023 г. отечественными компаниями в пиар-акции у иноагентов, следует – последние лишились внушительного притока средств.
В статье разберемся, на кого распространяется закон подписанный В.В. Путиным, как будет действовать.
Начнем с того - кто такие иноагенты
Для тех, кто не в теме: иностранными агентами считаются компании, физические лица, отдельные проекты, находящиеся под воздействием зарубежных структур, получающие иностранные дотации, финансовую помощь. Одновременно данные люди ведут пропагандистскую деятельность, политическую агитацию, в разной степени идущую в разрез интересам Отечества.
Учет таких граждан отражается в списках, размещенных на сайте министерства юстиции РФ. Для того чтобы попасть в них достаточно будет, например, дать интервью для источника, имеющего «звание» иноагента. Финансовая составляющая решающей роли здесь играть не будет.
Что такое информационные ресурсы, упоминаемые в законе
На сайте Государственной думы можно увидеть пояснение к данному термину. Действие документа затрагивает любые площадки иностранных агентов: различные сайты, аккаунты в запрещенных социальных сетях, Телеграм-каналы, Youtube, блоги.
По закону теперь, запрет действует на приобретение рекламной интеграции у блогера, имеющего «метку».
При подаче материала средства массовой информации нарушат статьи закона в том случае, если приведя слова иноагента, сделав отметку о его статусе, решат оставить линк на его проект.
Что может быть признано рекламой у иноагентов
Как указано в соответствующем документе, под рекламой подразумевается информация, которая:
- Распространяется различными методами, в любых форматах, с помощью разнообразных средств;
- Предназначена для широкой аудитории, неопределенным лицам;
- Служит для акцентирования внимания на определенных продуктах, услугах, формирования лояльного отношения к ним аудитории, подогревании постоянного интереса, популяризации на рынке.
При таких критериях не исключено, что рекламой может быть названа ссылка на ресурс иноагента. Возможен и другой вариант, когда означенное лицо захочет отозваться о чужом продукте на своих страницах. Это может быть расценено как действие, отраженное в новом законодательном документе, обе стороны будут за это отвечать.
Какие последствия ждут в случае нарушения запретов на рекламу от иностранных агентов
Для тех, кто вольно/невольно нарушит вновь принятый закон, разместив рекламу на площадках иноагентов или пропиарив их ресурсы, предусмотрена административные меры воздействия, штраф в размере до 50 тыс. руб. для простых людей, до 300 тыс. – для юрлиц (согласно КоАП, ст. 19.5, ч. 42).
Для иностранных агентов действует ст. 19.4 вышеуказанного закона, где гражданам грозит финансовое наказание до 50 тыс., а юридическим лицам – до 500 тыс. рублей. Повторное игнорирование запретов приведет к уголовной ответственности, лишению свободы до двух лет.
Хотя изначально речь велась о наказании за размещение рекламных объявлений относительно российских компаний, то новый документ, по сути, распространяется на рекламодателей без сносок, касательно месторасположения.
Что делать бизнесу, чтобы избежать штрафов в 300 000 рублей
- Исключить покупку реклам у граждан, компаний, попавших в немилость на законных основаниях (реестр таких лиц размещен на портале Минюста, обновление происходит каждую пятницу);
- Ранее купленную у иноагентов и до сих пор доступную рекламу попросить владельцев удалить, так как она будет признана длящейся, попадет под штрафные санкции;
- Просмотреть свои каналы, рассылки, сети на предмет запрещенных ссылок, упоминаний, возможно они «затаились» в размещенных видео, комментариях;
- Быть предусмотрительным в отношении блогеров Х, возможно завтра их фамилии появятся в Реестре, попав под запрет.
Законны ли донаты иноагентам
В Госдуме не исключили варианта, что в дальнейшем запретов станет больше. Обсуждается вопрос введения ограничительных мер касательно донатов, выплат по авторским, смежным правам. Не исключено наказание для тех, кто оказывает материальную помощь иностранным агентам (донатит).
Заключение
В наше сложное время совет может быть один: систематически следить за изменениями в законодательстве, просчитывать все риски. Если вы болеете за свой проект, то должны быть внимательны в выборе ресурсов.