Что такое IP-телефония и как она работает
IP-телефония — это комплекс технологий, который позволяет установить телефонную связь через интернет или любую другую сеть, построенную по межсетевому протоколу (IP). Проще говоря, это способ организовать общение в голосовом и видеоформатах в режиме реального времени с использованием интернета. В отличие от обычной телефонии, работающей благодаря проложенным телефонным кабелям, такая коммуникация осуществляется поверх уже созданной компьютерной сети. В настоящее время IP-телефония активно эксплуатируется бизнесом и некоммерческими организациями из самых разных сфер. В чем причина такой популярности, как подключается IP-телефония, что это и как работает — читайте в нашей статье.
Основы IP-телефонии
Как мы и сказали, айпи-телефония обеспечивает виртуальную связь посредством существующих интернет-каналов и не требует прокладки отдельных проводов. Это позволяет реализовать двустороннее голосовое и видеообщение не только через аналоговые телефоны, но и через многие другие устройства, имеющие прямой выход в глобальную сеть: компьютер, ноутбук, смартфон, планшет и т. п. Для работы IP-телефонии необходимо стабильное и быстрое подключение к интернету — причем речь идет о выделенном канале, пропускная способность которого составляет не менее 100 кб/сек на каждую линию. Полосу пропускания рекомендуется проверять заранее. Также нужно завести многоканальный виртуальный номер.
Кроме того, вместо традиционной «железной» автоматической телефонной станции (АТС) интернет-телефония использует облачную, т. е. виртуальную. Она размещается на отдельном сервере. Как правило, вся аппаратура находится у провайдера айпи-телефонии: вам нужно только установить на компьютер (или другой современный девайс) специальное программное обеспечение, которое позволит принимать звонки и набирать номера. Тем не менее, чтобы подключить к IP-сети офисные телефоны, вам все же потребуется приобрести специальное оборудование: IP-шлюзы для обыкновенных стационарных телефонов либо уже настроенные SIP-телефоны с поддержкой интернет-подключения.
Как работает IP-телефония
В основе данного вида коммуникации лежит технология VoIP (Voice over IP). В общем случае она подразумевает все возможные варианты передачи голосового сигнала по интернет-протоколу: игровые и спортивные трансляции, вебинары, звук с камер видеонаблюдения, фильмы и другие видеоматериалы, просматриваемые в онлайн-режиме. Принцип VoIP-телефонии заключается в преобразовании сигнала из звукового в цифровой и обратно. Для этого используется кодек — программа или устройство, которые способны трансформировать сигнал и шифровать полученные данные. Также IP-телефония применяет протокол установления сеанса (SIP).
Как правило, телефонный разговор в айпи-телефонии проходит по следующей схеме:
- Человек набирает номер.
- Провайдер связи получает запрос на соединение.
- Сервер с АТС идентифицирует звонящего, рассчитывает маршрут передачи данных. Звонящего подключают к нужному абоненту.
- В процессе беседы голоса сжимаются, конвертируются в цифровые пакеты данных с помощью кодирующих/декодирующих устройств и отправляются по интернет-каналу.
- Цифровой сигнал достигает адресата, декодируется обратно в аудиосигнал, и собеседники слышат человеческую речь.
Это происходит практически мгновенно, поэтому даже звонок из Москвы во Владивосток может проходить без задержек.
Преимущества айпи-телефонии
Работать с интернет-телефонией намного удобнее и выгоднее за счет простоты подключения, быстрой и дешевой настройки, возможности бесплатной корпоративной связи и др. Благодаря особенностям айпи-систем связь становится доступной, гибкой и качественной.
К преимуществам IP-телефонии можно отнести:
- Низкую цену. Расходы идут только на ежемесячную абонентскую плату для пользования АТС, а также закупку самой аппаратуры для принятия звонков: телефоны, шлюзы, компьютеры (хотя обычно необходимое оборудование уже имеется).
- Широкий функционал. Айпи-телефония поддерживает как стандартные функции вроде простого набора номера и дозвона, так и более продвинутые: одновременная обработка множества звонков, запись разговора, голосовые меню и почта, переадресация, очередь и т. д.
- Легкую масштабируемость. В облачной АТС достаточно просто увеличить или уменьшить количество линий, масштабировать корпоративную телефонную сеть за счет быстрого подключения/отключения рабочих мест.
- Возможность интеграции. Сервер-станцию можно объединить с другими сервисами: CRM-системой, бизнес-приложениями типа 1С, Битрикс 24, MS Office и т. п. Это позволит вам просматривать статистику звонков, а операторам — видеть информацию о звонящем прямо во время разговора.
- Мобильность. При переезде не будет необходимости менять номер телефона и сообщать об этом клиентам, ведь виртуальная АТС доступна из любого места. Также появится возможность все время быть на связи с сотрудниками, объединив их мобильные номера в корпоративную сеть.
Какие бывают виды подключения
Существует несколько схем подключения, которые допускает IP-телефония:
- С компьютера на компьютер. На обоих устройствах должны быть установлены софтфоны, иметься стабильное интернет-подключение и необходимая периферия: гарнитура / микрофон и колонки, вебкамера (если планируются видеозвонки).
- С телефона на телефон. Речь идет не только о стационарных обычных и IP-телефонах, но и мобильных. В первом случае нужны VoIP-шлюзы и интернет, во втором — установленная программа.
- С компьютера на телефон. Для ПК (или ноутбука) требования те же: гарнитура, доступ в интернет, программный телефон. Телефонные аппараты также должны быть подключены к IP-сети доступным способом.
- Веб-телефон. Работает прямо на веб-странице: пользователю нужно лишь перейти по ссылке. Другими словами, здесь для звонков используется веб-браузер, а не отдельное приложение. Чаще всего такую схему применяют горячие линии, службы поддержки и колл-центры.
Как подключить IP-телефонию
Услугу IP-телефонии предоставляют множество провайдеров. ИХЦ проводит совместную акцию с сервисом Плюсофон — облачной телефонной платформой премиум-класса. Зарегистрировавшись в ней по нашей партнерской ссылке, вы сможете пользоваться айпи-телефонией по специальному тарифу. Привязать номер к домену можно будет всего за 900₽ в год. Почему это выгодно? Вам будут доступны подробная статистика по сотрудникам и вызовам, по три входящие и исходящие линии, облачная АТС с возможностью записи разговоров, интеграция с AmoCRM и Битрикс24 и др.
Заключение
В статье мы простыми словами рассказали о том, что такое IP-телефония, зачем она нужна и в чем суть ее работы. Это современная альтернатива традиционной проводной телефонии. Она позволяет устанавливать качественную и быструю связь независимо от местонахождения абонентов и их удаленности друг от друга: главное, чтобы имелся доступ в интернет. Общение с клиентами, налаживание корпоративной телефонной сети между множеством филиалов, эффективная работа колл-центра — зачем бы вам ни понадобилась интернет-телефония, это будет более удобным и выгодным решением, чем прокладывание проводов и использование обычных стационарных телефонов.